«ИТС-Сибирь» - системный интегратор проектов по разработке и внедрению интеллектуальных транспортных систем

Для участников практического семинара Ассоциации  «РАДОР», состоявшегося в июне в Барнауле,  была организована  экскурсия в уникальный музей -  Музей истории  дорог  Алтая.  Большая часть  экспозиции  музея посвящена главной дороге региона -  Чуйскому тракту,  федеральной автодороге Р-256 (Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией).

Ведомственный музей основан  в 2000 году, когда «Алтайавтодор» собирал материалы для отправки в Музей дороги России в Москве. Изучение архивов, поиск уцелевшей техники и  свидетельств  очевидцев и положили начало созданию собственного музея. Музейный комплекс занимает площадь 150 кв.м рядом  в выставочном павильоне площадью  1000  кв.м  представлена дорожная техника, которую использовали на  строительстве трассы в 1920-1940  годах. Экспозиция освещает историю  развития и строительства дорожной сети Алтая за 300  лет. Большую ценность представляет коллекция чертежей и  измерительных  инструментов изыскателей и строителей:  угломерные  инструменты,  геодезические приборы, чертежи  искусственных  сооружений, эскизы,  альбомы фотоснимков.  Особая ценность - планы  и профили дороги  с автографами инженера-писателя Вячеслава Шишкова,  написавшего  впоследствии книгу «Угрюм-река».

История у алтайских дорог давняя. Чуйский тракт известен ещё из китайских летописей, написанных 3000  лет назад. В китайских источниках он именовался «торговой дорогой к юэчжам», так называли тогда в Китае скифские племена. И во всех источниках упоминается, что дорога сложна, коварна  и опасная.

До конца  19  века  Чуйский тракт был дорогой только  для вьючных  животных. Во второй половине 19 века начались активные разговоры о необходимости прокладывания нормальной дороги по Чуйской долине. Первые средства были выделены только в 1900  году. В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, установки надолб, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках алтайского типа.  Но и после этого дорога не стала  менее  опасной.  Свидетельство тому – изречение, нацарапанное в начале 20  века  на придорожном столбе  на перевале  Чике-Таман рукою отчаявшегося ямщика: «Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов».
                                                                                                          

К строительству дороги вернулись в 1922 году, когда по составленному Бийским отделом государственных сооружений плану строительно-ремонтных работ в районе Кош-Агача был сооружен деревянный мост через реку Чуя и «приведен в проезжее состояние» отрезок пути от Бийска до Верх-Комары протяженностью в 110 км. 

5 июля 1933 года согласно постановлению правительства по Народному Комиссариату Внешней торговли СССР за № 333 Чуйский тракт стал считаться «военизированным с введением в действие устава о служебно-трудовой деятельности рабочих и служащих, которые приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма». Большая часть работ  выполнялась заключенными.  Также в работах по строительству тракта должно было участвовать все взрослое население в округе 30 км от дороги, кроме инвалидов, больных, учащихся учебных заведений, женщин беременных и имеющих детей до восьмилетнего возраста, а также работников некоторых госучреждений.  Объем скальных работ, проделанных заключенными вручную, превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подпорных стенок 24 тысячи кубометров.

23 мая 1933 года по участку тракта около трёх километров, проложенному сквозь скалы, уже могли проходить первые машины. В феврале 1934-го заключенными были начаты работы на строительстве крупнейшего в СССР понтонного наплавного моста через Бию, движение по которому было открыто 12 июня того же года. За досрочную сдачу объекта начальник строительства Вишневский был удостоен премии в 1000 руб., велосипеда и почетной грамоты. Такими же наградами были удостоены начальник 7-го отдела Сиблага Волков, а также начальник строительства моста Соловьев.

Летом 1934 году был проведен первый автопробег Бийск - Кош-Агач, в 1935 году построили деревянный мост через Бию в Бийске, который и считается  нулевым километром исторического Чуйского тракта. В том же году появился мост через Катунь у села Усть-Сема. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию.

                                                                                                               

Это не значит, что дорога стала  безопасной и удобной для водителей. Сильные морозы и снежные заносы на всем пути заставляли  водителей  не глушить  моторы. «От Кош-Агача до Черной речки едешь на первой скорости, и резина начинает лопаться и отваливаться «шашечками», колесо-то замерзло и стучит. А от Маймы до Бийска по грязи ехали сутки! Весна и осень – самая трудная пора для шоферов была. На Бабушкиной заимке в дожди по неделе сидели. Пешком по колено в грязи лезли до Черги. До Ташанты и обратно в 33-м году месяц ездили! Но считали, что это нормально», -  вспоминал  водителеь-ветеран Борис Ялунин.

Статус федеральной трассы дорога получила в 1961 году. На тот момент она уже была построена и подрядные организации лишь поддерживали ее в нормативном состоянии.

Последние кардинальные изменения были внесены в 1984 году, когда взамен старой узкой и опасной дороги появился новый путь через перевал Чике-Таман.

На сегодняшний день протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией составляет 968км. Историческая часть дороги составляет 630 км, она берет свое начало от Бийска и заканчивается на госгранице с Монголией.