Комплексы фото- и видеофиксации
Использование для контроля за дорожным движением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, – необходимое условие повышения безопасности на автомобильных дорогах. Эти средства доказали свою эффективность и широко распространены по всему миру.
Поправки в КоАП, разрешающие фиксировать нарушения ПДД в автоматическом режиме, были внесены в 2008 году. На сегодняшний момент автоматические технические средства, имеющие функции фото- и видеосъемки, видеозаписи и осуществляющие контроль за дорожным движением, действуют практически во всех регионах РФ. А Новосибирская область является одним из лидеров в данном направлении: ежегодно количество камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, становится больше. Камеры снижают аварийность на соответствующих участках дорог, делают дороги безопаснее, поэтому увеличение их количества – важнейшая задача.
Камеры и комплексы фото- и видеофиксации (комплексы ФВФ) нарушений ПДД, работающие в автоматическом режиме делятся на стационарные, мобильные и передвижные. Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги. Их требуется настроить только один раз. Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях ГИББД или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств. Передвижные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости.
Стационарные комплексы ФВФ
Стационарные комплексы могут зафиксировать следующие нарушения:
- Превышение скорости.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора.
- Выезд за стоп-линию.
- Выезд на перекресток при заторе.
- Выезд на встречную полосу движения.
- Проезд под знак "Въезд запрещен".
- Проезд под знак "Движение грузовых автомобилей запрещено".
- Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств.
- Выезд на тротуар.
- Нарушение требований дорожной разметки.
- Выполнение поворота из второго ряда.
- Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.
Стационарные комплексы могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным. В настоящее время широко применяются следующие комплексы ФВФ: КДДАС-01СТ «Стрелка-СТ», «АвтоУраган-ВСМ», «КРЕЧЕТ-С», «СКАТ-С», «Автодория», «Кордон»,«Автопатруль», «Арена».
Комплекс КДДАС-01СТ «Стрелка-СТ»
Одним из самых совершенных видео-радаров, находящихся на службе у ГИБДД, несомненно, является стационарный радарный комплекс ККДДАС СТРЕЛКА 01 СТ. Часто его неверно называют СТРЕЛА. До недавних пор этот радар использовался исключительно в военной авиации, где служил для скоростного и незаметного перехвата военных целей, и где его не мог обнаружить ни один антирадарный детектор.
Комплекс контроля дорожного движения автоматизированный стационарный «Стрелка-СТ» серии ККДДАС-01СТ предназначен для:
- автоматической идентификации и измерения параметров движения транспортных средств
- контроля за соблюдением правил дорожного движения его участниками в части касающейся скорости движения и размещения на проезжей части
- видеофиксации фактов нарушения транспортными средствами правил дорожного движения
- формирования и передачи в центр управления дорожным движением материалов, достоверно характеризующих нарушения
В зависимости от решаемых задач, особенностей монтажа и функциональных возможностей «Стрелка-СТ» выпускается в нескольких комплектациях.
ООО «ИТС-Сибирь» в 2017 году заключило контракт на оказание услуг по содержанию стационарных программно-аппаратных комплексов (приборов) автоматической фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Новосибирской области: «Стрелка-СТ» (3 шт).
Более подробно можно ознакомиться с комплексом «Стрелка-СТ» здесь
Мобильные комплексы ФВФ
Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях ГИББД или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств. Мобильные комплексы используются для:
- контроля зон с запрещенной парковкой
- контроля платных парковочных зон
- видеофиксации фактов проезда по полосе маршрутного транспорта
- фиксации нарушений ПДД на тротуарах и внутри дворового пространства
- активного розыска (патрулирования)
- проведения профилактических мероприятий с использованием баз
Мобильные системы обладают следующими преимуществами:
- большая территория патрулирования
- распознавание в режиме реального времени
- передача данных в режиме реального времени
- простота освоения и установки
- более результативный розыск
- быстрая окупаемость
Применение мобильных комплексов значительно расширяет возможности для управления транспортными потоками в городе. Электропитание мобильных КК осуществляется от аккумуляторов или от бортового источника питания автомобиля. Сбор информации, как и в передвижных комплексах, производится на флеш-накопитель.
В качестве примера можно привести мобильные комплексы «Паркон», «ПаркРайт», а также портативный комплекс «ПаркНет», предназначенный для выявления административных правонарушений с участием неподвижных автотранспортных средств.
ООО «ИТС-Сибирь» заключило контракт на оказание в 2017 году услуг по содержанию на территории Новосибирской области мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «Паркрайт» - 2 шт., «Паркнет» - 6 шт. Услуги включают в себя: мониторинг работоспособности, сервисная поддержка, администрирование программной части комплекса, проведение регламентных работ.
Мобильный комплекс видеофиксации «Паркон»
Мобильный комплекс видеофиксации «Паркон» производства ООО "Симикон" состоит из 3-х компонентов:
- патрульный автомобиль
- устройство фото и видеофиксации с встроенным GPS модулем
- рабочая станция для обработки информации
Принцип работы «Паркона»:
- "Обучение". «Паркон» объезжает маршрут впервые, в это время оператор вручную заносит координаты участков дороги, где стоянка запрещена.
- "Съемка. «Паркон» проезжает по своему маршруту и по GPS координатам ведёт видеозапись участков дороги, где парковка запрещена. Одновременно с обзорной видеозаписью, дополнительная камера производит фиксацию автомобилей и определяет их регистрационные знаки.
- "Контрольная съемка". Паркон проезжает по маршруту ещё раз. Если при повторном проезде будет зафиксирован тот же автомобиль в том же месте, где он был сфотографирован ранее, то по данному факту автоматически будет сохранен комплект данных для штрафа (две обзорных фотографии, две фотографии автомобиля, время и адрес фотофиксации).
- "Передача и обработка данных в ЦОД". В конце смены данные с паркона передаются в центр обработки данных, где происходит их проверка (например, правильно ли определен номер или указан адрес).
- "Письмо счастья". ЦОД передает постановления по делу об административном правонарушении в Почту России, где их распечатывают и рассылают нарушителям.
ООО «ИТС-Сибирь» заключило в 2017 году контракт на оказание услуг по содержанию на территории Новосибирской области мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «ПАРКОН» в количестве 4 шт.
Передвижные комплексы ФВФ
Передвижные комплексы ФВФ занимают промежуточное положение между стационарными и мобильными комплексами. По принципу установки они являются условно стационарными или условно мобильными, так как измеритель скорости, входящий в их состав устанавливается на опоре в выбранном сотрудниками ГИББД месте, которое может по их желанию изменяться. Сигнал с измерителя скорости поступает на патрульный автомобиль, снабженный соответствующим оборудованием для обработки сигнала.
К достоинствам передвижных комплексы ФВФ можно отнести возможность смены места установки: комплекс может легко перевозиться с места на место в багажнике автомобиля, устанавливается в произвольном месте на обочине дороги или на разделительной полосе, что не дает возможность водителям преугадать его местонахождение, возможность снимать транспортное средство именно в момент превышения им скорости, а к недостаткам: необходимость настройки комплекса сотрудниками ГИББД при каждой его установке, а также узкие функциональные возможности: комплекс фиксирует только превышение скорости.
Одним из распространенных передвижных комплексы ФВФ является Передвижной комплекс автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ «АРЕНА»
Передвижной комплекс автоматической фотофиксации
«Арена»
Передвижной комплекс автоматической фотофиксации нарушении ПДД РФ «АРЕНА» (далее по тексту — Комплекс) предназначен для обнаружения движущихся транспортных средств (далее — ТС) на контролируемом участке дороги, измерения скорости их движения, фотографирования ТС, превысивших установленный порог скорости, обработки и передачи фотографий на удаленный компьютер по радиоканалу. Комплекс может быть развернут на произвольном участке дороги. Оборудование комплекса может легко перевозится с места на место в багажнике автомобиля в специальном транспортировочном ящике.
Структурно комплекс состоит из двух частей:
- Рубеж контроля
- Передвижной пост
Рубеж контроля — это установленный на треноге измеритель скорости «Арена» (далее — ИС «АРЕНА») и подключенное к нему оборудование для питания и связи. Рубеж устанавливается на обочине дороги, в 3-5 м от края контролируемой проезжей части. Питание прибора производится от аккумулятора, размещенного в специальном боксе. Передвижной пост — это патрульный автомобиль с установленным в нем оборудованием радиоканала и ноутбуком. Передвижной пост связывается с рубежом контроля посредством радиоканала, максимальная дальность — 1.5 км.
Все превысившие установленный порог скорости транспортные средства автоматически фотографируются в зоне контроля рубежа. Данные о нарушениях накапливаются в памяти ИС «АРЕНА» и передаются по радиоканалу на передвижной пост, расположенный на удалении от рубежа по ходу движения автотранспорта. Фотографии содержат полную информацию о нарушении, включая автоматически распознанный государственный регистрационный знак ТС нарушителя.
При использовании комплекса имеется возможность как оперативного реагирования на нарушение – остановка нарушителя и оформление постановления в момент подъезда нарушителя к передвижному посту, так и отложенного реагирования – данные накопленные в памяти ИС «АРЕНА» передаются на центральный пост для последующей обработки.