Комплексы фото- и видеофиксации
Использование для контроля за дорожным движением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, – необходимое условие повышения безопасности на автомобильных дорогах. Эти средства доказали свою эффективность и широко распространены по всему миру.
Поправки в КоАП, разрешающие фиксировать нарушения ПДД в автоматическом режиме, были внесены в 2008 году. На сегодняшний момент автоматические технические средства, имеющие функции фото- и видеосъемки, видеозаписи и осуществляющие контроль за дорожным движением, действуют практически во всех регионах РФ. А Новосибирская область является одним из лидеров в данном направлении: ежегодно количество камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, становится больше. Камеры снижают аварийность на соответствующих участках дорог, делают дороги безопаснее, поэтому увеличение их количества – важнейшая задача.
Камеры и комплексы фото- и видеофиксации (комплексы ФВФ) нарушений ПДД, работающие в автоматическом режиме делятся на стационарные, мобильные и передвижные. Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги. Их требуется настроить только один раз. Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях ГИББД или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств. Передвижные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости.
Стационарные комплексы ФВФ
Стационарные комплексы могут зафиксировать следующие нарушения:
- Превышение скорости.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора.
- Выезд за стоп-линию.
- Выезд на перекресток при заторе.
- Выезд на встречную полосу движения.
- Проезд под знак "Въезд запрещен".
- Проезд под знак "Движение грузовых автомобилей запрещено".
- Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств.
- Выезд на тротуар.
- Нарушение требований дорожной разметки.
- Выполнение поворота из второго ряда.
- Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.
Стационарные комплексы могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным. В настоящее время широко применяются следующие комплексы ФВФ: КДДАС-01СТ «Стрелка-СТ», «АвтоУраган-ВСМ», «КРЕЧЕТ-С», «СКАТ-С», «Автодория», «Кордон»,«Автопатруль», «Арена».
Комплекс КДДАС-01СТ «Стрелка-СТ»
![](/images/rd/radar001.jpg)
Одним из самых совершенных видео-радаров, находящихся на службе у ГИБДД, несомненно, является стационарный радарный комплекс ККДДАС СТРЕЛКА 01 СТ. Часто его неверно называют СТРЕЛА. До недавних пор этот радар использовался исключительно в военной авиации, где служил для скоростного и незаметного перехвата военных целей, и где его не мог обнаружить ни один антирадарный детектор.
Комплекс контроля дорожного движения автоматизированный стационарный «Стрелка-СТ» серии ККДДАС-01СТ предназначен для:
- автоматической идентификации и измерения параметров движения транспортных средств
- контроля за соблюдением правил дорожного движения его участниками в части касающейся скорости движения и размещения на проезжей части
- видеофиксации фактов нарушения транспортными средствами правил дорожного движения
- формирования и передачи в центр управления дорожным движением материалов, достоверно характеризующих нарушения
В зависимости от решаемых задач, особенностей монтажа и функциональных возможностей «Стрелка-СТ» выпускается в нескольких комплектациях.
ООО «ИТС-Сибирь» в 2017 году заключило контракт на оказание услуг по содержанию стационарных программно-аппаратных комплексов (приборов) автоматической фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Новосибирской области: «Стрелка-СТ» (3 шт).
Более подробно можно ознакомиться с комплексом «Стрелка-СТ» здесь
Мобильные комплексы ФВФ
Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях ГИББД или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств. Мобильные комплексы используются для:
- контроля зон с запрещенной парковкой
- контроля платных парковочных зон
- видеофиксации фактов проезда по полосе маршрутного транспорта
- фиксации нарушений ПДД на тротуарах и внутри дворового пространства
- активного розыска (патрулирования)
- проведения профилактических мероприятий с использованием баз
Мобильные системы обладают следующими преимуществами:
- большая территория патрулирования
- распознавание в режиме реального времени
- передача данных в режиме реального времени
- простота освоения и установки
- более результативный розыск
- быстрая окупаемость
Применение мобильных комплексов значительно расширяет возможности для управления транспортными потоками в городе. Электропитание мобильных КК осуществляется от аккумуляторов или от бортового источника питания автомобиля. Сбор информации, как и в передвижных комплексах, производится на флеш-накопитель.
В качестве примера можно привести мобильные комплексы «Паркон», «ПаркРайт», а также портативный комплекс «ПаркНет», предназначенный для выявления административных правонарушений с участием неподвижных автотранспортных средств.
ООО «ИТС-Сибирь» заключило контракт на оказание в 2017 году услуг по содержанию на территории Новосибирской области мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «Паркрайт» - 2 шт., «Паркнет» - 6 шт. Услуги включают в себя: мониторинг работоспособности, сервисная поддержка, администрирование программной части комплекса, проведение регламентных работ.
Мобильный комплекс видеофиксации «Паркон»
![](/images/rd/mradar001.jpg)
Мобильный комплекс видеофиксации «Паркон» производства ООО "Симикон" состоит из 3-х компонентов:
- патрульный автомобиль
- устройство фото и видеофиксации с встроенным GPS модулем
- рабочая станция для обработки информации
Принцип работы «Паркона»:
- "Обучение". «Паркон» объезжает маршрут впервые, в это время оператор вручную заносит координаты участков дороги, где стоянка запрещена.
- "Съемка. «Паркон» проезжает по своему маршруту и по GPS координатам ведёт видеозапись участков дороги, где парковка запрещена. Одновременно с обзорной видеозаписью, дополнительная камера производит фиксацию автомобилей и определяет их регистрационные знаки.
- "Контрольная съемка". Паркон проезжает по маршруту ещё раз. Если при повторном проезде будет зафиксирован тот же автомобиль в том же месте, где он был сфотографирован ранее, то по данному факту автоматически будет сохранен комплект данных для штрафа (две обзорных фотографии, две фотографии автомобиля, время и адрес фотофиксации).
- "Передача и обработка данных в ЦОД". В конце смены данные с паркона передаются в центр обработки данных, где происходит их проверка (например, правильно ли определен номер или указан адрес).
- "Письмо счастья". ЦОД передает постановления по делу об административном правонарушении в Почту России, где их распечатывают и рассылают нарушителям.
ООО «ИТС-Сибирь» заключило в 2017 году контракт на оказание услуг по содержанию на территории Новосибирской области мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «ПАРКОН» в количестве 4 шт.
Передвижные комплексы ФВФ
Передвижные комплексы ФВФ занимают промежуточное положение между стационарными и мобильными комплексами. По принципу установки они являются условно стационарными или условно мобильными, так как измеритель скорости, входящий в их состав устанавливается на опоре в выбранном сотрудниками ГИББД месте, которое может по их желанию изменяться. Сигнал с измерителя скорости поступает на патрульный автомобиль, снабженный соответствующим оборудованием для обработки сигнала.
К достоинствам передвижных комплексы ФВФ можно отнести возможность смены места установки: комплекс может легко перевозиться с места на место в багажнике автомобиля, устанавливается в произвольном месте на обочине дороги или на разделительной полосе, что не дает возможность водителям преугадать его местонахождение, возможность снимать транспортное средство именно в момент превышения им скорости, а к недостаткам: необходимость настройки комплекса сотрудниками ГИББД при каждой его установке, а также узкие функциональные возможности: комплекс фиксирует только превышение скорости.
Одним из распространенных передвижных комплексы ФВФ является Передвижной комплекс автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ «АРЕНА»
Передвижной комплекс автоматической фотофиксации
![](/images/rd/radar010.jpg)
«Арена»
![](/images/rd/radar010-1.jpg)
Передвижной комплекс автоматической фотофиксации нарушении ПДД РФ «АРЕНА» (далее по тексту — Комплекс) предназначен для обнаружения движущихся транспортных средств (далее — ТС) на контролируемом участке дороги, измерения скорости их движения, фотографирования ТС, превысивших установленный порог скорости, обработки и передачи фотографий на удаленный компьютер по радиоканалу. Комплекс может быть развернут на произвольном участке дороги. Оборудование комплекса может легко перевозится с места на место в багажнике автомобиля в специальном транспортировочном ящике.
![](/images/rd/radar011.jpg)
Структурно комплекс состоит из двух частей:
- Рубеж контроля
- Передвижной пост
Рубеж контроля — это установленный на треноге измеритель скорости «Арена» (далее — ИС «АРЕНА») и подключенное к нему оборудование для питания и связи. Рубеж устанавливается на обочине дороги, в 3-5 м от края контролируемой проезжей части. Питание прибора производится от аккумулятора, размещенного в специальном боксе. Передвижной пост — это патрульный автомобиль с установленным в нем оборудованием радиоканала и ноутбуком. Передвижной пост связывается с рубежом контроля посредством радиоканала, максимальная дальность — 1.5 км.
Все превысившие установленный порог скорости транспортные средства автоматически фотографируются в зоне контроля рубежа. Данные о нарушениях накапливаются в памяти ИС «АРЕНА» и передаются по радиоканалу на передвижной пост, расположенный на удалении от рубежа по ходу движения автотранспорта. Фотографии содержат полную информацию о нарушении, включая автоматически распознанный государственный регистрационный знак ТС нарушителя.
При использовании комплекса имеется возможность как оперативного реагирования на нарушение – остановка нарушителя и оформление постановления в момент подъезда нарушителя к передвижному посту, так и отложенного реагирования – данные накопленные в памяти ИС «АРЕНА» передаются на центральный пост для последующей обработки.